«Проблемные места» бюджета Вологодской области на 2018-2020 годы озвучил Вологодский научный центр РАН. По мнению ученых, тревогу вызывают несколько тенденций.
Так, сбалансированность областного бюджета в 2019-2020 годах планируется обеспечить за счет оптимизации расходов. В результате уже в 2019 году расходы на стратегически важные для региона направления развития начнут снижаться, а в 2020 году произойдет сокращение целого ряда значимых статей финансирования: ЖКХ - на 85%, лесного хозяйства - на 19%, спортивных мероприятий - на 16%, культуры - на 8%, агропромышленного комплекса - на 5%.
«Большие возражения вызывает экономия на капитальных вложениях. За 2018-2020 годы их объем сократится почти на 2 млрд. руб., а доля в расходах бюджета уменьшится с 9 до 5%, что явится одним из факторов общего торможения инвестиционной активности в регионе: по прогнозу, темпы роста инвестиций в основной капитал будут почти нулевыми», - цитирует доклад ВолНЦ РАН издание «Бизнес и Власть».
Структура областных государственных программ, считают специалисты, не обеспечивает необходимые условия для привлечения инвестиций в экономику региона, поскольку сохраняет преобладающую социальную направленность. На выполнение социальных обязательств будет использовано 75% программного финансирования, тогда как на поддержку отраслей экономики - лишь 18%.
Так, на три программы, предназначенные исключительно для развития экономики: «Экономическое развитие», «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства», «Энергоэффективность и развитие газификации» - приходится всего 983 млн руб., или 0,6% общего финансирования государственных программ, в то время как на одну лишь программу «Управление региональными финансами» закладывается 10,4 млрд руб., или 6,5% финансирования. При этом в первом случае планируется сокращение среднегодового финансового обеспечения наполовину, а во втором - увеличение на треть по сравнению с уровнем 2017 года.
В целом для областного бюджета характерно недостаточное налогово-бюджетное стимулирование экономики, на поддержку которой планируется использовать в среднем 20% бюджетных средств, - делается вывод в исследовании. «Следствием ограничения возможностей для проведения стимулирующих мер станет замедление темпов экономического роста региона до 0,7% в 2020 году против 2,1% в 2018 году, - предупреждают ученые. - Издержками бюджетной консолидации явятся не только потери, выраженные в снижении экономического роста, но и доходов населения. Декларируемое повышение расходов на оплату труда не позволит обеспечить улучшение материального состояния вологжан: темпы роста реальных денежных доходов за три года упадут с 1,2 до 0,2%».
Региональный Союз промышленников и предпринимателей неоднократно обращал внимание органов власти на необходимость корректировки налоговой политики. «Сегодня, к сожалению, несмотря на заявления Минфина не повышать налоговую нагрузку и бороться исключительно с теневым сектором экономики, нависла угроза именно для добросовестных предприятий-налогоплательщиков получить в новом году утилизационный сбор на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения, ввозные таможенные пошлины на продукцию отраслей инвестиционного машиностроения, ранее не облагавшуюся налогом, и т.д.), которые могут серьезно снизить инвестиционную активность компаний», - отметил, в частности Александр Быков, вице-президент, генеральный директор исполнительной дирекции СППВО на «Инвестиционном форуме», который прошел в декабре 2017 года в Вологде.
Тогда же он обратился к главе региона с предложением поддержать идею проведения ежегодной налоговой конференции, на которой можно было бы «снимать лишние вопросы и напряжение, создающие, мягко говоря, недоброжелательную деловую атмосферу в бизнес среде». Кроме того, у СППВО есть предложение в адрес областного правительства рассмотреть в наступившем году в режиме заседания Правления регионального объединения работодателей тему эффективности используемых инструментов инвестиционной политики в регионе.